Автор: С.Соколкин

Источник: 12.1994 г., газета «Завтра»

Беседуют звезды русского рока Егор Летов (ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА), — Сергей Жариков (ДК), Роман Неумоев (ИНСТРУКЦИЯ
ПО ВЫЖИВАНИЮ) и заместитель главного редактора газеты «Завтра» Владимир Бондаренко.

РОК: РУССКОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ

Владимир Бондаренко: Власть Ельцина, похоже, опротивела всем. Многие известнейшие художники, еще вчера поддерживавшие Ельцина, сегодня над ним издеваются. Уже и Леночка Сорокина из «МК» отпускает шпильки в адрес бедных демократов. Кажется, их ненавидят все. Заслужили, наверное. Молодых Ельцинистов днем с огнем не найти. Да и откуда им взяться?

Скажем, наша недавняя молодежная акция «Руководство к действию» закончилась ОМОНом, автоматными очередями, избиением сотен подростков, тяжелыми травмами. Еще три тысячи организованных подростков люто возненавидели ельцинскую власть, которая ничего, кроме автоматов Калашникова и американских резиновых дубинок, не может противопоставить молодежи. Может быть, поэтому мы сегодня вместе — газета «День», движение, «День», газета «Завтра» и самые знаменитые русские рок-музыканты.

Егор Летов: В этом нет ничего удивительного. Мы и должны быть вместе. Мы изначально не были Ельцинойдами, не обольщались так называемыми демократами. Я человек глубоко верующий, и мы все отстаиваем в своей музыке ценности не личностные, эгоистические, а наши соборные, светлые, солнечные. В мире происходит борьба двух сил — дьявола и Бога, тьмы и света, ночи и дня. И мы рядовые той силы, солнечной, дневной, которая заставляет нас работать, писать наши песни, выступать у «Белого дома» и, если надо, защищать его с оружием в руках! —

Сергей Жариков: Если власти запрещают газету «День» — значит, это власть ночи. Только ночь запрещает день. Но любая ночь преходяща. И «День» снова приходит после ночи…

Е. Л.: А если власть запретит и газету «Завтра» эта власть будет позавчерашней!.. В 1988 году на фестивале в Новосибирске мы заявили, что являемся истинными русскими коммунистами, народными коммунистами. Вся наша борьба против совдепа до перестроечного периода заключалась в том, что мы были против фальшивого коммунистического воплощения в последние годы Брежневского правления. Но мы и против системы сатанинской, потому что в ней происходит н. ивелировка всех человеческих и культурных ценностей. Слово только тогда стоит чего-то, когда за него можно поплатиться, когда за него можно получить пулю. Я сейчас поддерживаю все соборные идеологии, не разъединяющие, а объединяющие народ. Идеально мне соответствует идеология красных бригад. Думаю, что мы победим рано или поздно, потому что истина все же одна: она ясна всем, и она с нами. Вот почему они сейчас так проигрывают. Вот почему они так слабы, что вынуждены были стрелять по нам в октябре из танков. Вот почему они нервничают и устраивают облавы и разгоны. Они, Ельциноиды, понимают, что мы-то у себя дома, а они нет.

В. Б.: Как я понимаю, есть в твоем, Егор, русском коммунизме нечто глубоко национальное, о чем писал Бердяев. Это мечта о социальной справедливости, всегда свойственной русскому человеку. Твой коммунизм не из марксизма произрастает, а из русских утопических теорий, из русских сказок и былин. Наш народ, да и вся философия наша не принимали культ торгашества, всегда были антибуржуазны. И протест против Брежневских времен это тоже протест против совбуржуазности, против партийно-торговой номенклатуры, за народную справедливость.

Е. Л.: Брежневский режим не был советским в полной мере. Эдуард Лимонов очень точно охарактеризовал его как дисциплинарно-санаторный режим. Он в принципе не отличался от капитализма. Это был госкапитализм.

В. Б.: Сейчас эти санаторшики решили прикарманить всю Россию. Я слышал, вы готовите свой протест против палачей Дома Советов. Что это за проект?

Е. Л.: Мы в январе выпускаем совместную пластинку разных рок-групп. Мы задумали ее сразу после октябрьских событий. Она будет называться Они Сражались За Родину. В этом проекте участвуют группы ДК с Сергеем Жариковым, КОММУНИЗМ, Эдик Манагер, Роман Неумоев с ИНСТРУКЦИЕЙ ПО ВЫЖИВАНИЮ и наша ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА. Пластинка посвящается героическим защитникам Дома Советов это будет написано на первой стороне обложки. Все средства от ее продажи пойдут в Фонд помощи семьям погибших героев.

В. Б.: Для этого альбома будут написаны новые песни, посвященные кровавой трагедии?

Е. Л.: Там будут и новые, и старые песни. Мы, в частности, записываем наши последние песни «Родина» ?и «Новый День». У меня песня последняя называется «Новый День». «Будет новый День, ясный светлый День». Можно сказать, она посвящена газете «День» в какой-то степени. Я ее написал сразу после октябрьских событий и после закрытия вашей газеты.

С. Ж.: Я, конечно, не разделяю таких утопических коммунистических воззрений Егора Летова, я больше националист. Считаю, что эта ельцинская власть проигрывает потому, что она антинациональна. А идеология Летова, по-моему, определяется как сплав воззрений Бакунина и Леонтьева.

Е. Л.: Дело в том, что я поддерживаю не интернационалистские марксистские идеи, а национал-большевистские.

С. Ж.: Правильно, потому что марксистский интернационал не имеет ничего общего с русским коммунизмом. Русский коммунизм это еще не осознанное до конца явление, его никто всерьез не анализировал. В. Б.: Думаю, что наш русский коммунизм никогда никакого отношения к марксизму не имел. Он возник примерно тысячу лет назад, в эпоху нашего раннего христианства, а затем его развили староверы. Старообрядчество это и есть форма русского коммунизма. Беловодье знаменитое это же чистый русский коммунизм. Почитайте роман Личутина «Скитальцы».

С. Ж.: Мы общались года два назад с беспоповцами, с поморским согласием. Интересно, что эти беспоповцы да и в целом старообрядчество глубоко русское явление, подобного нет нигде. Европейское протестантство никакого отношения к ним не имеет. Потому и формы русского протеста иные, чем в Европе. Вот, скажем, прошедшие выборы. Уверен, что, если бы собрали избирательный блок из зверей московского зоопарка тигров, слонов, медведей, зайцев и выставили их на голосование, они бы и победили. Обязательно прошли бы через пятипроцентный барьер. Потому что русский рок н рол оказался умнее, чем о нем думали. Не то что русский народ сегодня ненавидит демократов, он над ними просто смеется. На выборах русский народ показал кукиш ельцинскому режиму. Люди, не потерявшие совесть, люди, до сих пор верящие во что-то святое, как их ни окрашивай — в красно-коричневый, красно-белый или черно-желто-белый, просто уже не могут общаться с ельцинским режимом. Они своими голосами за Жириновского просто высмеяли демократов. А еще лучше проголосовали бы за тигров и слонов. Здоровый народ имеет здоровый юмор.

Е. Л.: Когда я подошел к Дому Советов, первое, что меня поразило: все были вместе. И батюшка православный с иконами, и анархисты со знаменами, коммунисты, Баркашовцы-молодцы, монархисты с имперскими стягами. Это были порядочные люди, не безразличные к судьбе нашей Отчизны. Когда дом горит, надо всем вместе его тушить, потом русские люди разберутся между собой.

С. Ж.: Об этом писал в газете «День» американский священник и публицист Фред Фаррел: нет правых и левых, нет красно-коричневых, есть национальное единство. События показали, что наиболее высокое структурирование общества это единство нации. Мы должны благодарить Ельцина за то, что он дает нам всем обьединитъся. Глупее власти не придумаешь. Считаю: рано сжигать этот режим, мы еще не до конца объединились. Вот мы все объединимся, создадим структуры, почувствуем полную свою силу, тогда режим сам и падет, потому что он просто смехотворен. Недаром и аббревиатура у демократических блоков выброс, бля (Болдарев-Явлинский-Лукин), РДДР. Заметьте, как чистейший масонский символ РДДР читается одинаково и справа налево, и слева направо. А взять их лица. Это ночное шоу, потому и «Дня» боятся, что их только в ночи показывать. В «Дне» печатались портреты лидеров оппозиции здоровые нормальные лица. И вглядитесь в Гайдара, Макарова, Ельцина, Гербер это паноптикум. Неужели они сами не понимают, что чем больше люди смотрят на них, тем больше смеются, и все это наше руководство. Команда Ельцина! скорее уж разноцветные панки придут к власти, все покрасивее. Давайте тогда Сергея Троицкого в мэры выдвигать, а Егора Летова — в президенты. Ведь немало народа за них проголосует…

В. Б.: Если мы заговорили о Сергее Троицком из КОРРОЗИИ МЕТАЛЛА и Егоре Летове, признанном лидере панк-рока, давайте продолжим эту тему. Что сегодня происходит в рок движении? Гаспарян вместе с Артемом Троицким и другими «московскими комсомольцами» стараются перетянуть молодежь на свою сторону, контролировать развитие рок-движения. Сам Ельцин вручает какие-то медальки карманным рокерам типа Макаревича, по телевидению показывают одни и те же группы. Удается ли им этот демконтроль?

С. Ж.: Что такое «Московский Комсомолец»? Это обыкновенная гэбэшная газетенка. По заданию КГБ они стараются утихомирить людей, чтобы ельцинское государство было в безопасности. Оин действуют и кнутом, и пряником. Кому по заднице кнутом, как было с группами БРАВО, ВОСКРЕСЕНЬЕ, и нашим ДК, и Егором Летовым или с нынешним разгоном «Руководства К Действию». Кому пряник в рот. Гаспарян думал, что всех можно купить их вонючими приманками. Но от него же воняет… комсомолом. Шевчук мне говорит: ты не так воспитываешь ребят. Не какой-нибудь седовласый академик, не секретарь обкома, а рокер Шевчук читает мне лекции по воспитанию молодежи. Да кто он такой? Он же и есть секретарь крупной комсомольской организации. Меня из института выгоняли за рок, а Шевчук в то время комсомолом руководил. И сейчас руководит. Вот его и показывают постоянно по телевидению. А какой он рокер? Там, наверху, ведь ничего, на наше счастье, не понимают в роке. Для них и Газманов рок. Вот они таких и пригревают. Настоящих музыкантов у них нет. Весь русский рок — у нас. То, что по-настоящему называется роком, в «Московский Комсомолец» не пойдет. Одно название чего стоит. «Московский Комсомолец?», который воспевает капитализм. Это же цинизм… Но их система сама себя уже пожирает. Они создали слой попсы, в который начали тянуться бездарные люди с большими деньгами. Они вытеснили даже у себя на телевидении и в газетах всех мало-мальски талантливых людей. А мы на них уже давно не обращаем внимания, работаем сами по себе. У нас и свой журнал появился «Русский Рок», свои магазины, такие, как «Давай-Давай», свои клубы вроде «Секстон Фонд». Да и ребята в основном вокруг нас тусуются. Видели, сколько пришло молодежи на Егора Летова?!

Е. Л.: Ребята, которые пришли на нашу встречу «Руководство к действию», пришли даже не музыку слушать. В моем понимании то, что мы поем, ; это не музыка вообще. Они пришли потому, что им необходима та энергия, которую мы им даем. А за нами солнечная энергия, солнышко наше за нашей спиной.

С. Ж.: Это тоже определенная религиозная музыка, форма языческого диокисийского начала. Люди приходят на концерты и впитывают в себя энергию концертов, знергию пассионарных лидеров рок-музыки. Люди объединяются и начинают ощущать себя соборно коллективно и совместно подпитываются солнечной энергией от песен. Ведь России не хватает именно энергии. Ума хватает, много интеллектуалов, но нужен этот новый прорыв, энергия прорыва.

Е. Л.: Сегодня мало новых групп, новых лидеров, везде хаос, не хватает энергии. Все люди в нашем движении зарекомендовали себя гораздо раньше в сопротивлении, в создании. Была такая энергичная временная полоса в русском роке, когда появились все мы: и ИНСТРУКЦИЯ ПО ВЫЖИВАНИЮ, и ДК, и ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА, и Янка. Мы создали определенный вектор движения, в которое влилось множество подражателей, второстепенных, третьестепенных групп. Мы выдержали все испытания, обрушившиеся на нашу страну и на нас лично, перескочили через барьер и теперь уже на новом этапе развития, на новом уровне энергии продолжаем заниматься своим делом все сильнее и сильнее. А весь второй эшелон нашего движения сгорел в этой борьбе. Но сейчас появляются новые пассионарии. Если сейчас появляются Баркашовцы, люди, которым есть за что умирать, значит, им есть ради чего и жить…

В. Б.: Очевидно, появляется и новая молодая культура, защищающая идеалы этих новых пассионариев…

Е. Л.: У меня есть такая песня, там последняя строчка:

«Вижу, поднимается
с колен Родина
Вижу, как из пепла
восстает моя Родина!»

В. Б.: Интересно, что и ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА, и ИНСТРУКЦИЯ ПО ВЫЖИВАНИЮ, и много других популярных групп из Сибири. Отчего это? Нужна ли вам, сибирякам, Москва как центр рок-. движения или вы там самодостаточны и в Москву не стремитесь? Я слышал, что мощным центром рок-культуры становится Новосибирск. Он уже на равных разговаривает с Москвой и Питером. Так ли это? Роман

Неумоев: Я в Москве могу вообще не появляться. Я этот нынешний город не люблю, хотя и признаю его центром России. Если сравнить с организмом, Москва — это мозг, сосущий из организма 47 процентов сахара, соков всех, но тем не менее Москве это сегодня не помогает. Она постоянно в туманном, бессолнечном состоянии. Над Москвой висит пелена смога, мрака, ночи. Солнце нынче появляется над Москвой раз в месяц; И уровень солнечной энергии ничтожен. Солнца не хватает людям…

Е. Л.: У китайцев было верное, глубокое понятие, что погода наказывает плохих правителей; Погода наказывает ельцинскую Москву, и пока москвичи не уберут Ельцина, им солнца не видать.

Р. Н.: Сибирь никогда в центре не нуждалась, но центр нуждался в Сибири всегда. И выборы показывают, что Москва-то этих демократов всегда поддерживает, а провинция проголосовала против них. Как сказал один художник: «Вся духовность сосредоточена за Уралом». Там нынче духовный центр и оставшиеся в России чакры солнечной энергии. Там добротность и качество. Вот почему на «Новом политическом годе» на этом позорном празднике так запаниковали демократы после сибирских итого выборов. Сейчас наша страна вошла в индустриальный период. Нефть это кровь индустрии. Раньше страна была аграрной и правителей находила где-нибудь в Черноземье или Ставрополье. А сейчас все лидеры идут из Урала, из Сибири: ..

С. Ж.: Ходят слухи, что в деревне, где родился Ельцин, строят мемориальный комплекс два мраморных или бронзовых пальца на том месте, где он их потерял… Это хорошее вложение в нашу культуру. Пионеры эти пальцы нашли, и теперь их хотят воздвигнуть то ли на уровне колокольни Ивана Великого, то ли на уровне Останкинской башни…

Р. Н. Из нашей Тюмени, к счастью, этих пальцев не видать. Хотя, конечно, Бог шельму метит… У нас сейчас очень упрощенный взгляд на развитие России: есть мамона, есть золотой телец, есть Ельцин, а есть истинная Россия. Но ведь все намного сложнее. Кровь у нас лилась веками. Было всего два-три царя, при которых она особо не лилась: Дмитрий Донской, Александр Невский, Федор Иоаннович, очевидно, Александр III. Значит, главное успеть сказать свое самое важное. Часто ведь правители дерутся между собой, а все нормальные люди страдают и мучаются, кровь проливают. Сегодня посадили одних в «Лефортово», а завтра Ельцина посадят на их место, но будет ли нам лучше? Будет ли России лучше?

В. Б.: Так что же теперь и бороться не надо?

Р. Н. Дело не в борьбе как таковой, а в стойкой духовной позиции каждого человека. Человек в нашем людском мире — это мера всех вещей, и все зависит от того, за что он борется. Я преклоняюсь перед теми, кто погиб у «Белого Дома» под ельцинскими танками, так же как я преклоняюсь перед своим дедом, который кровь проливал за Советскую власть. Но мы всегда немножко недопонимаем, кто с кем и за что борется там, наверху, над нами. Не знаем хорошо той третьей темной силы, которой все принадлежит. Мы должны защитить внутреннюю свободу человека от этой третьей силы, творческую свободу. А внешнюю свободу защищать бессмысленно. Мы в этой области свободны быть не можем. Мир построен по принципу постоянного ограничения. Есть государство, есть его границы, есть его законы. Мой идеал Русского государства — это скорее не государство, а царство. Государство это царство, превратившееся в зверя. А настоящее русское царство описал Пушкин. Там у него есть царь Гвидон. Но такое царство, думаю, находится еще на небесах. Мы до него не доросли. Вот мы и стараемся проповедовать идеалы такого царства в своих песнях, концертах в Сибири, на Урале, на Украине. Хотя мы редко концертируем. Выступает примерно раз в год. Все остальное время работаем над песнями. Мы очень серьезно относимся к своей работе. Работа это главное. А в политических акциях я стал участвовать сейчас лишь потому, что не могу молчать припекло, хотя я не политик.

В. Б.: Очевидно, любому талантливому художнику нечего делать в политике, если не припекло. Самые разные художники и писатели, музыканты и поэты от Валентина Распутина до Егора Летова, от Вячеслава Клыкова до Эдуарда Лимонова достаточно ярко самовыражаются в творчестве. А творческая энергия не ниже политической, общественной. В нормальное время только из корыстных целей художники идут в политику или бездари так закрепляют свое шаткое положение в искусстве. Когда же по-настоящему припекло твою страну, твой народ, любой самый талантливый музыкант, ученый, писатель идет в политику.

Е. Л.: Не совсем согласен с тобой, Володя. Считаю, что творчество, доходящее до духовных вершин, самое чистое творчество изначально политично. Политику от не политики невозможно отделить. Все политика. Художник, это человек, воспринимающий все через кровь, через сердце, через себя…

В. Б.: Я имею в виду не философский смысл политики как таковой, а политику конкретную, газетную, организационную. Она же часто в ущерб творчеству, к ней обращаются художники только в период катастроф.

Е. Л.: Конечно. Но если песня политическая, вплоть до лозунгов, и работает влияет на человека, на его настроение, его душу значит, это искусство. Песни пишутся не для вечности и не в вечность, а для настоящего момента. Настоящий момент ; это кусок вечности, момент вечности. Нельзя прогнозировать, что произойдет с твоей песней дальше. Искусство непредсказуемо.

С. Ж.: Политика это высший пилотаж искусства. Авангард это и есть управление политикой и политиками методами творчества и искусства… Власть Ельцина уйдет лишь под давлением талантливых русских людей, руками русского настоящего авангарда. Люди творчества творчески и уберут Ельциноидов. Оружия не понадобится. Это им хочется пострелять, побольше крови, танков. Нам война не нужна.

Е. Л.: Мы записали два своих последних альбома, включая Сто Лет Одиночества в них политики нет вообще. Однако действуют они на политическом уровне: они сплотили всех наших, приходящих на концерты. Молодые ребята понимают все не хуже нас. А у Ельциноидов наши песни и наши альбомы вызывают лютую ненависть. Хотя политики там нет. Просто русские песни.

С. Ж.: Так, Егор, они в русских песнях ничего не понимают, потому и боятся. Они не могут прогнозировать живую жизнь, а мы можем. Волшебная сила искусства в действии. Есть высшие механизмы, связанные с религией, с культом солнца, работающие в нашей музыке. Солнце заходит, потом обратно восходит. Иначе быть не может. Пройдет ночь, наступит новый день. Кстати, до Петра 1 на Руси было два времени: ночное и дневное. Лишь Петр ввел единые часы. А в допетровской Руси ночные часы шли быстрее. Люди боялись ночь, боялись нового мира. Язычники, староверы знали, что ночное подземное солнце вытягивает из земли такую силу, что скелеты по ночам скачут. Это момент сглаза. Не надо по ночам на звезды смотреть и что-то высчитывать. Ночью людям надо спать. Ночью поднимаются духи, кикиморы. Вот сегодня, когда «День» закрыли, и царит их ночное кикиморье время. Нынешний режим власть кикимор. Кикиморы те же советники Ельцина, все эти яковлевы, шумейки, герберы. Вот мы своей музыкой и разгоняем кикимор, ускоряем ночное время, торопим приход «Дня».

Е. Л.: Русский рок, как и все русское искусство, мессианский. Из этого мессианства, как из колодца, черпается энергия творческая, гигантского масштаба. Откуда в Америке взяться такой энергии, откуда там взяться настоящему року? Это кучка эмигрантов, зарабатывающая деньги, не имеющая своей ментальности. А Европа уже состарилась. Россия имеет изначальную способность к восстановлению энергии. Она встает из пепла, как птица Феникс. Вот потому и русский рок первичен изначально… Форма может быть и заимствована. Форма это пластилин, внешняя оболочка. Главное — суть русского рока, который как колодезь бездонный, из которого черпают и черпают энергию…

С. Ж.: Вот вам иллюстрация. Петр Ильич Чайковский учился у Шумана, а затем создал такую совершенную музыку, которую в Германии играют как высшее воплощение человеческого духа. Тут и взаимосвязь культур, и подлинно национальный дух…

Е. Л.: Наш рок первичен и, самое главное, содержателен, мистичен. У них царит поп-музыка, их рок коммерческий, то, что пытаются у нас делать разные Макаревичи, Шевчуки и Сукачевы. Нам это чуждо. Русский рок это религиозная музыка. Это магия, чего никогда не понять «московским комсомольцам». Это утверждение высших сияющих ценностей через преодоление страха, насилия. Он изначально победоносен, триумфален. Это победа над смертью!

Р. Н. Да, я согласен с Егором Летовым. Рок это энергия победы. Только победу многие понимают по-разному. Наша победа, очень сложная вещь. Это и поражение цивилизации. Мы встали к ней в оппозицию. Такая цивилизация нам не нужна.

Е. Л.: У Александра Дугина в «Элементах» есть очень хорошая мысль, что все сообщество человеческое делится на два течения, два вектора развития. Первое это цивилизация Запада, договорная система, система глобального одиночества. Огромное количество одиночек. Второе стремление к общности родовой, семейной, народной, когда все живут соборно, когда общество строится на принципах семейности, доверия, братства. Мы хотим утверждать истину, мы хотим вернуться к доцивилизационным семейным ценностям. Мы и революцию понимаем как возвращение.

В. Б.: Скорее русский рок это часть остатка традиционной цивилизации, ее осколки, которые сегодня уничтожаются до конца… Вот когда почти всех поглотит мировая цивилизация ночи, когда Терпение Бога иссякнет, тогда он соберет оставшихся непобежденных малых сих. И эта жалкая кучка осколков победит всех. Бог всегда берет на себя огромной трудности работу. Ему скучно побеждать праведными силами какую-то ничтожную часть ночных западных омертвевших проворовавшихся людей. Ему нужно, чтобы победить самым малым числом своих истинных приверженцев абсолютно все силы зла. Все уже сказано, апокалипсис приближается, лишь сроки еще не названы…

В. Б.: Что же остается делать нам? Присутствовать при исчезновении светлого начала или стремиться сохранить и распространить идеалы истинной традиционной соборной цивилизации?

Р. Н.: Я считаю, что наше дело выстоять. Выстоять несмотря ни на что. А замахиваться на распространение, возрождение цивилизации не наше дело. Имперский культурных дух идея полезная для взбадривания себя, но возможно ли ее реализовать? Ясно, что все должно дойти до своего конца, до коллапса, чтобы потом ворваться в новом качестве в мир, развернуться новым миром, новым небом перед всеми. Сейчас идут процессы опускания неба на землю. Все события убыстряются.

Е. Л.: Мы с этой энтропией и воюем, но сил у нас не хватает на атаку. Мы просто отстаиваем жизнь перед смертью

С. Ж.: Любая сверхрациональная система становится иррациональной. Вот западная цивилизация… Сверхрационализм, тоталитаризм полнейший, когда все за всеми следят, крутятся как винтики. Система становится иррациональной, она начинает поедать сама себя. Змея, кусающая свой хвост. Мы оптимисты. Пускай они жрут самих себя. Мы своими акциями помогаем им создать общество максимально тоталитарное, полицейское, помогаем установить в России полную диктатуру. Она их и уничтожит.

Е. Л.: Дело в том, Сережа, что сейчас у власти в России находится антисистема (по Льву Гумилеву). Она кончается только тогда, когда организм, в котором она живет, умирает. Как бактерия умирает вместе с организмом.

В. Б.: Но организм может и выздороветь…

Е. Л.: Конечно, он выздоровеет, если все мы выстоим, тогда и начнется общее выздоровление России. Три года мы не давали ни одного концерта, сидели дома в Омске. Сейчас я понял, что нужно выходить, нужно действовать. Октябрьские события показали, что нас много. Мы сплоченнее, веселее, здоровее.

С. Ж.: Я все же закончу свою мысль. Чем сильнее мы будем их подталкивать к полицейским мирам, тем быстрее они сдохнут. Сейчас всякие новодворские кричат: «Расстрелять! Уничтожить!» Это ведь наша победа. Вот она, полицейская сущность демократов. В чем гениальность Жириновского? Не в том, что он выиграл выборы, а в том, что он их высмеял: вот они полицаи!

Р. Н.: Оказался верным ходом для Жириновского и его отказ от участия в октябрьских событиях. Все, кто не был ни за Ельцина, ни за Хасбулатова. Проголосовали за Жириновского. А тем временем мы доживаем до третьего путча. Бог любит Троицу. На октябрь, кстати, приходится 90 процентов убиенных и замученный Русской православной церкви. Сатана в те дни правит бал…

Е. Л.: Будет, обязательно будет третий, может, более кровавый, но победный путч… Будет победа!

С. Ж.: Путч будет тогда, когда мы помешаем власти установить диктатуру. Так пусть она ее установит. Неделя и их власть рухнет. Они уже не понимают, что творится в России. Сибирь смеется над ними, Дальний Восток смеется, Урал смеется. Кукиш им показали…

Р. Н.: Идет процесс формирования трех основных сил, которые должны установить «новый мировой порядок». Три масонские силы. Красное, голубое и желтое масонство. Они пытаются ввести Россию в свой мировой график. Посмотрите, даже у Шахрая в эмблеме предвыборной масонская звезда…

В. Б.: Вернемся к рок-музыке. Егор Летов правильно говорил о первичности, о первичной сути русского рока, а как влияет эта мистическая первичная суть на музыкальные формы?

Е. Л.: Я в одной из интервью в 1988 году сказал, отвечая на вопрос о русофильности своих песен, что мы поем, облекается в форму определенной напевности… Вся суть того, что мы делаем, это даже не форма, а какая-то музыкальная, чувственная смесь трагизма, переживания и победы. Это уже не человеческая плата, уровень ответственности неличностный, нечастный. Наше состояние соответствует форме, наиболее близкой русским народным песням. У нас существует магическая связь с русскими напевами, русскими языческими обрядами, русским средневековьем…

Р. Н.: Мои песни всегда отличались протяженностью. Как я начинал, так и продолжаю. Мелодия это ведь развитие высшей чакры. Кстати, и у нашей фирмы «Мелодия» бука «М» нарисована как «зига» магический знак. И текст у нас как интеллектуальное начало. На Западе что они поют: «Дай, дай, дай» и «На-на-на», никаких значимых текстов. Нет, такой рок у нас глубокие корни не пустит…

Е. Л.: Вот как создается песня: нарастает мучительное напряжение, состояние экстаза. Ходишь месяцами, спать не можешь, водку льешь, чтобы выстоять. И в некий момент возникает нечто вроде туннеля или воронки в сердце, из которой и идут слова, звуки, мелодия. Их не я сочиняю, я проводник чего-то родового, единого, общего.

С. Ж.: Интересно, что русских рок использует и темное дионисийской начало наравне с Аполлоновым, светлым, во имя общего. Это особенность России. У нас нет разрыва, о котором писал Ницше. Наше темное начало тоже работает на солнечное, светлое. У нас все подчинено солнцу. Мы, русские, солнечный народ.

Р. Н.: В некотором смысле мы все не являемся личностями, авторами. Работает один Автор, а мы его проводники, оракулы. И мой совет сейчас, особенно москвичам: нельзя долго спать, надо с солнышком вставать. Быть с ним все время вместе, особенно зимой. Особенно в такое гнилое ночное политическое время.

Е. Л.: И надо активнее сегодня жить и работать. На Россию. Мы согласны участвовать во всех акциях газет «День» и «Завтра». Будем писать песни, проводить совместные фестивали, митинги, концерты. Я предлагаю: проведем в Новосибирске весной совместную патриотическую акцию «День», ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА, ИНСТРУКЦИЯ ПО ВЫЖИВАНИЮ и все, кто решил присоединиться к нам. Самое главное это внутренняя стойкость, выстраивание и сопротивление. Они создают через телевидение свое астральное поле, мы создаем свое. Атака идет с их стороны, но это нас не пугает. Они проигрывают. Они отстают, отмирают. И последнее пожелание читателям «Дня» — будьте, будьте, будьте! Не унывайте. Выстоим и победим. Ведь мы — у себя дома! Будет новый День!