Автор: В. Гаршин

Источник: 15.09.1994г., «Ленинская Смена»

Если со стороны наблюдать неформальную молодежную культуру с момента ее возникновения по сей день, наверное, неизбежно возникает ощущение какой-то дурацкой игры с неизвестными правилами, которые постоянно меняются. Люди выбирают вождей, перетасовывают их, как карты в колоде… Вожди манипулируют публикой, как хотят, и меняют, как перчатки, собственные имидж, убеждения и слова.

История сибирской группы ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА, иллюстрирующая этот тезис, напоминает детектив, от достаточно обычного начала через самые таинственные происшествия приходящий к неожиданному финалу. Детектив политический, социальный, может быть, отчасти художественный. И если вы знакомы с этим детективом, вы знаете: четверо омских ребят барабанщик-вокалист И. Летов, басист Е. Деев, гитаристы А. Бабенко и А. Ивановский, собравшиеся в 1982-м под названием ПОСЕВ, меньше всего думали об искусстве. Они играли рок и были правы. Позанимавшись пару лет несанкционированной ерундой, они сменили название на ГО уже трое Летов, Бабенко и гитарист К. Рябинов (грузя Уо). Прослушивая сейчас их записи 1984-95 гг., я восхищаюсь: чтобы играть в эпоху листовок и запретов такие антиобщественные вещи (от «Эй, бабища, Блевани» до «Нам На Все Насрать И Растереть»), нужен был либо героизм, либо поразительная беспечность. Натурально, контора накрылась К. Уо отправляют в армию, несмотря на сердечную недостаточность, а Летова просто в психушку. Романтика этого периода ГО вдохновляла позже многих диссиденты оказались героями. Собственно классика ГО родилась в студийной сессии мая-июля 1984 четыре альбома. Вдохновенная грязь вперемешку с судорожным экстремизмом — это определило дальнейшую линию развития. Стало ясно: да, это не музыка и не поэзия, просто предельное самовыражение, причем самовыражение не какого-либо жлоба, а умного человека с глубоким духовным миром. Летов-диссидент стал тогда Летовым-легендой. Легенда началась с выступления на 1-м Новосибирском — рок-фестивале (1987) вместе с братьями Лищенко, продолжилась многотиражным распространением записей 1987-го. В 1988-м начался первый сбор плодов просвещения запретность, кстати, выродилась в скандальность, и скандальная ГО заколесила по стране в самых разных составах. Сессии 1988 и 1989 гг. подтвердили верность генеральному курсу экстремистский экзистенциализм с суицидальным креном. На каком-то этапе Егор наконец осознал себя лидером культурной группы и духовным вождем и пустил в ход свой главный козырь философию. Урлайтовское интервью (12.1988) произвело впечатление разорвавшейся бомбы: «Рок это движение античеловеческое… рок утверждает самоуничтожение»… Да, все это хорошо, хотя и не Летову это говорить. Я никогда не верил в суицидальные теории, да и любовь к красивым и острым словам часто выводит человека за порог честности. Люди, действительно живущие такими мыслями, идут в петлю вслед за Яном Кертисом или в безумие вслед за Сидом Барретом… Время идет, мир мельчает, и из мрачно мыслящих деятелей культуры в живых и здоровых остаются лишь критики и теоретики.

Летов сделал себя духовным пастырем, познал вкус популярности, ему захотелось большего сделать ГО вечной легендой вслед за ДОРЗ. Поэтому в 1990-м был торжественно проведен роспуск состава под предлогом «живость потерялась». «Нас, хотят сделать частью посы, гневался Егор в интервью «Иванову».

«И что вы думаете?!» как говорил мой знакомый Масей. В 1993-м на музыкальный рынок вылетели сразу три пластинки по страшно дорогой цене, затем еще… Но колода уже была перетасована былые поклонники предпочитают ныйе коммерческий гранж или монотонный индепендент. А вождь переменил перчатки, ввел клавишные и плавно перешел от анархизма через патриотизм к большевизму, повторив путь Жарикова и Лимонова. Нет, он не поступился принципами, его позиция это оппозиция, дальше от власти, глубже в подвалы… Нонконформизм. Но речь не об этом.

«Не верь тому, кому за 30», говаривали в 60-е. Детектив окончился неожиданно последний диск контркультурной легенды лежит в «Фонографе» за 13.600. Треть моего месячного дохода. Рекомендую музыка улучшилась, но ГО была для нас не музыкой, а идеей, социокультурным феноменом, ставшим, к сожалению, достоянием истории. Если вы смотрите ТВ, вы можете увидеть былую легенду в цвете лет и творческих сил. «И я там, вы здесь. Счастливо оставаться». (Е. Летов. «КонтрКультура» 3 1990). Где «там»? Рифма на слово «где»… Счастливо оставаться.