Такие события в наше время случаются редко. И это не есть хорошо. Поэтому если уж они случаются, то впечатления оставляют значительные и неизгладимые, и отсюда может происходить некоторая необъективность. Но без нее, наверное, не получится. Итак, фестиваль.

Собственно, начать лучше не с него, а с упоминания о концерте ГО, который состоялся 29 апреля – то есть всего за две недели до «Вторжения». Я про него писать не стал, потому что писать там по большому счету нечего. Был концерт? Да. Хорошо группа отыграла? Хорошо. А в итоге? А в итоге получилось уже не очень хорошо. И мероприятие, о котором рассказано ниже, отличалось в общем очень контрастно – по ряду показателей. Ведь что случилось… ГО покинула кинотеатры и переехала в Горбуху. Да, Летов остался таким же, даже можно сказать, что играть стали получше. А атмосфера этим перемещением была похерена полностью. Да, там был плохой звук, никакой свет, драки, погромы, технические проблемы… но как было здорово туда ходить! Здорово, ибо нигде такой атмосферы уже не осталось. Это прошлое, это почти реликт. Убрали антураж, атмосферу – и все. Если как творческая единица Летов находится в одному ему понятных измерениях (или вообще снаружи их всех?), то как единица, дающая концерты, он с его коллективом уже совсем почти уподобился какому-нибудь «Чайфу». Если так пойдет и дальше, то от ГО концертной не останется вообще ничего. И как результат – одинокий панк, растерянно орущий «панки хой», окончательная трансформация угарного рок-мероприятия в заурядное выступление некого ВИА. Да в том и дело, что они уже далеко не «хой». Выяснять, почему это так, я не буду. Грустно это, но ничего не поделаешь.

Однако тем еще приятнее было видеть и слышать все, случившееся 13 мая в «Точке». Ну… почти все. Вышел контраст. Пойдем, однако же, по порядку.

Несколько слов о клубе. Он переехал в другое место. Зал стал меньше, а атмосфера и обстановка остались прежними. Телевизор, правда, теперь только один (или их перенесли в другое помещение?), и соревнований по боксу я в нем не узрел. До начала концерта звучит какое-то «тыц-тыц» сугубо дискотечного характера. Нет, не умеют еще наши держатели клубов работать на клиента. Можно ж сложить в уме два и два и догадаться, что если идут туда кислотники, им можно и «тыц», и негров со шлюхами на экранах, если готы какие, то помрачнее чего и поразвратнее, если коммунисты, надо красный флаг и лозунги, если любители какого-нибудь «русского рока», то включить чего-нибудь из 80-х. Сразу стало бы приятнее ходить, если б кто делал это грамотно. Но нет – пришли, дорогие, в «Точку», значит слушать вам ремиксы. Зря вы это…

В баре – всякие напитки (которые я попозже решил-таки употребить), рядом с баром продавались диски и кассеты, а также футболка фестиваля. Наверное, можно поздравить нас всех с выходом альбома ИПВ «Rex» и нового альбома «Банды Четырех» на дисках, а также с изданием такой архивной записи Черного Лукича, как «Квартирник у Егора». Также лежало кое-что из каталога «Ур-реалиста». Все было по вполне приемлемым ценам и покупалось.

Черный Лукич. Концерт начался с опозданием где-то на полчаса. Ник Рок-Н-Ролл не только выступил на фестивале, но и исполнял обязанности конферансье. Исполнял он их артистично и с огоньком. Открывая вечер, поздравил всех присутствующих, отметил, что количество публики в зале начало приближаться к ее качеству (ну это когда народ подтянулся к сцене). Вообще много теплых слов прозвучало в этот вечер. Ник находился в завязке, посему сразу сообщил, что портвейн не пьет и наркотиков употреблять тоже не станет – дескать, здоровый образ жизни. Первым выступал Черный Лукич и его гитарист.

Начал Лукич с песен, которые должны войти в готовящийся к выходу альбом «Мария». Акустический вариант, в котором столица видит Лукича чаще всего, поражает простотой и искренностью. В то же время Лукич умеет создать драйв и хорошую атмосферу. Драйв у него какой-то внутренний, скрытый, прорастающий без всяких риффов и без грохота ударных. А почему, думал я, он создает такую атмосферу и его так все тепло принимают? Потому что его знают, наверное. А почему его знают? Да уж наверное не только потому, что две его песни поет Летов. Именно потому, что выступления его сочетают и драйв, и доброту, и тепло. Вроде играет и поет тихо, гитарист, закатывая порой глаза к потолку, высекает из инструмента красивейшие партии. Народ потихоньку начинает рубиться. И, главное, под что? Под песню «Завял цветок»!! Отыграв новое (или просто неизданное), Лукич, переходит к старому общеизвестному (поражает, однако же, его умение петь свои старые хиты без кислой мины и прочих проявлений недовольства). Народ пританцовывает под «Кончились патроны». Далее Лукич вспоминает в связи с сибирским роком группу, которая нынче не выступает, но без которой этот сибирский рок немыслим, после чего исполняет… что? Да, «Мы идем в тишине». Совершенно правильно отдал должное. Как бы ни изменялись Летов с его группой, они уже сделали то, что сделали. Эту песню зал пел хором. Далее песней «Мы из Кронштадта» были помянуты и мятежные русские матросы революционного прошлого, и прибалтийские шовинисты сумрачного настоящего («возле сортира латышский стрелок…»). Завершил Лукич выступление песней «Навсегда». Ой… эти бы слова да Богу в уши…

Банда Четырех. Однако же тихая часть мероприятия постепенно перерастала в не очень тихую. Волосатую публику у сцены разбавили панки и бритые. Оно и понятно – на сцену выходила национал-большевицкая «Банда Четырех». Признаться, это был первый раз, когда я присутствовал на концерте этой группы. Коллектив выделялся и возрастом (все-таки состав помоложе прочих выступающих), и местом обитания – надо полагать, что это были представители московской пятой колонны, открывшей ворота сибирским завоевателям :-). И все же ни своеобразие стиля, в котором работает «Банда», ни несибирское ее происхождение ничего не испортили – напротив, группа была очень и очень в кассу.

С первых же аккордов у самой сцены организовался не очень многочисленный, но достаточно жесткий слэм. Было видно, что это группа другой среды и даже, наверное, другого поколения. Никто в зале друг друга не знал, никто ничего не говорил, но все всё понимали. То, о чем анпиловы и баркашовы не могут договориться уже больше десяти лет, было понятно без слов и выступавшим, и рубившимся. Сантим, вышедший одетым под классического скинхэда (ботинки, голубые джинсы, клетка), в середине выступления появился в майке немецкой леворадикальной экстремистской организации RAF (если не ошибаюсь, целиком рисунок можно было расшифровать как «РАФ, российское отделение»), а один из рубившихся панков продемонстрировал присутствующим майку с надписью United Colors of Holocaust. Народ то и дело приветствовал группу вскинутой правой рукой. В самом деле, когда радикально настроенная молодежь поймет, что такие категории как жиды и капиталисты суть одно и то же (об этом, между прочим, писал еще Маркс), то им – нацболам, нацистам, коммунистам, антиглобалистам и пр. – автоматически станет нечего делить, и нынешнему мировому порядку наступит кирдык. Случится ли это когда-нибудь? Хотелось бы… Во всяком случае, заключительной песней Сантим выразил надежду на то, что «нас дождется Диснейленд». Вообще он много интересного спел – и про холокост, и про тяжелые ботинки для уличных боев, и про то, что «коммунизм мертв, а мы еще нет», и про белокаменную смерть. Быть может, в художественном смысле материал и не самый-самый, но в совокупности вышло именно то, что нужно. Как хотите, так и понимайте.
О Сантиме вообще стоит особо сказать. Денис Ступников меня перед концертом предупредил: это, дескать, этакая помесь Артюра Рембо и скинхэда с окраины большого города. Так вот даже один вид фронтмена это наглядно объяснил – и правда, так и есть. Какие там на хрен «наивы»… они все какать рядом не садились, если говорить о поведении на сцене. Не, Сантим не рубился, не скакал – он закуривал. Я специально это слово выделил, потому что это надо видеть. Вроде стоит и закуривает, но как! Актер на! Даже театр! Здесь и ирония, и свой особый понт, и подчеркивание того, о чем поется. Сантим играл так, как играют не в каждом профессиональном театре, но театральщины, бутафории там не было – все по-честному, без обмана. А то вдруг раз – сел и приложился сначала к поллитре (уж не знаю, водка это была или нет), а потом к стакану пива. А чё? На группы надо ходить, пока они в самом соку. Все эти мики джаггеры пенсионного возраста не выдадут и десятой того, что выдавала «Банда Четырех», хотя, быть может, они и ведут здоровый образ жизни. Образ-то есть, а рока нет! Улетучился. Улетучился из всего этого «русского рока», потихоньку улетучивается из Егорки. А эти – поклонников всего ничего, денег нет, популярность небольшая, а кайфа от концертов море.
Сантим высказал мысль о том, что, быть может, так музыканты (в смысле сибирские, вообще) собрались в последний раз. Что ж, и такое может быть. По завершении концерта у меня была возможность выпить с вокалистом этого славного коллектива по пятьдесят и задать ему кой-какие вопросы. Так, я выяснил для себя, что из нынешних политических флагов он меньше всех любит «аквафреш», что из западных праворадикальных групп он уважает «Skrewdriver», «Nordic Thunder» и «No Remorse». Вообще приятный он человек, нормальный. И группа толковая. Вот что можно сказать об отечественном роке? Что родили эти коллективы из Ленинграда и Свердловска? «Би-2»? «Сплин»? Или, извиняюсь за выражение, «Мумий тролль»? А ведь все это выросло именно оттуда. А сибирский андеграунд родил «Красные Звезды», «Банду Четырех» и «Адаптацию». Да, все эти коллективы индивидуальны и самобытны, но где истоки? Вот так-то. Правильно написано в одной мудрой книге – плохое дерево хорошего плода не даст. И несибирская «Банда Четырех» была очень к месту на этом сибирском празднике жизни. Справедливости ради скажу, что некоторые заслуженные группы она просто-напросто перекрыла. Так держать.

После «Банды» на сцену вышел некий коллектив из Зеленограда. Названия его я не помню. Вокалист похож на Джеймса Хэтфилда времен упадка «Метлы»: волосы почти до плеч, зачесанные назад, бородка без усов. Впрочем, и играли они какой-то ню-митал, сильно напоминающий последний отвратительный альбом этой самой «Метлы». Не хочу никого обижать – быть может, на одной сцене с какими-нибудь «Энимал Джазс(зс)» всё это смотрелось бы адекватно, но в тот вечер они были совсем не к месту. Их, надо понимать, впихнули туда организаторы, как некогда в выступление Белканова и «Адаптации» впихнули школьников, игравших поп-панк («Безбилетный пассажир»). Это вам не Лукич – долбят по гитарам сильно, а драйву никакого, хотя два человека в зале и пытались под это попрыгать. Так они и ушли. Повезло им, что не играла в тот вечер ГО, а то поклонники Самого устроили бы ню-миталистам «теплый прием».

Теплая Трасса отыграла, конечно, поспокойнее. Признаюсь, что с творчеством их я знаком слабо. Достойного отзыва об их выступлении стоит ждать от их поклонников. По мне так отыграли вполне себе ничего. Тут не было ни актерства, ни рубилова – люди просто играли и пели, и делали это хорошо, что, надо сказать, не каждый умеет в наше время. Какая-то девица вышла к микрофону и запела что-то из репертуара ТТ – наверное, то, что хотела бы услышать от группы. Охранник ее вежливо увел. А барнаульцы молодцы, мне понравилось. Обязательно с их творчеством ознакомлюсь. Что касается последовавшего далее выступления Ника Рок-Н-Ролла, то к стыду своему я вынужден признать, что я его проебал. Если кого этим огорчил, прошу простить.

Инструкция По Выживанию. А вот этого я ждал! На сайте коллектива было сказано, что концерт посвящен двадцатилетию ИПВ – это не так. История группы, помещенная на том же сайте, гласит, что «первые упоминания относятся к 1985 году». Да и на самом концерте ничего в связи с двадцатилетием сказано не было. Однако какая разница? Сам концерт от этого не потерял.

Если на концерте в мае прошлого года Роман Неумоев внешним своим видом напоминал представителя рабочего класса из провинциального городка, то сейчас – в пиджаке, шляпе и темных очках, которые он периодически снимал и одевал – он был похож на фольклорного мафиози :-). Предваряя выступление группы, он немножко посетовал на то, что фестиваль назван «Вторжением» – дескать, агрессивно получается. Да хоть бы и агрессивно, главное в любом вторжении – это его результат. Уж давно бы кто вторгся, тем более, если это будут сибиряки – может, хоть там народ духом поздоровее, чем в столице.

Начал Неумоев с песен с последнего альбома: «Жизнь Кентавра», «Путин», «Царь». Исполнил также и «За чистое небо надо головой». Я решил поддержать группу в том числе и визуально, в связи с чем захватил с собой имперское знамя, с которым и рубился (впрочем, доставал его на соответствующих вещах – ну как, например, с этим знаменем связан ВВП? обойдется!). Народ в зале этот почин одобрил, и в конце меня даже чуть не подняли на руки. В мозгах проносились переиначиваемые на ходу деникинские строки: «На всем пространстве бывшей Российской Империи оставалось одно место, где открыто развевался трехцветный национальный флаг – это был концерт группы «Инструкция По Выживанию»:-). По просьбе зала исполнили «Убить жида», также из старого прозвучали «Корона», «Северная страна» и «Непрерывный суицид». На сцену вышла девица (не помню, та же самая или другая) и начала петь с Неумоевым в один микрофон. Охранник оттаскивал ее уже грубо, однако та упиралась как могла. Неумоев же скользнул к соседнему микрофону и продолжил петь. Народ в течение всего выступления угорал.

Состав группы, если ничего не путаю, тот же самый, разве что на басу играл, как и много лет назад, Аркадий Кузнецов. Было какое-то ощущение, что песни специально играются медленнее, чем раньше, и от этого общее впечатление несколько проигрывает. Неумоев, которому также не чужда некоторая эксцентрика, выступил зажигательно. Чувствовалась некоторая насмешка над слушателями, ирония, которая, впрочем, не была злобной: ну что, дескать, как вы тут? Живы? А я вот так вот щаз… Народ по завершении просил «Что-то происходит в России». Неумоев ее петь не стал, а спел другую, не менее оптимистичную и светлую вещицу с того же альбома. За нее ему отдельное спасибо:

Светел Бог,
И ты, любимая, не плачь,
Ведь видит Бог, и слышен вздох,
И время встречи нам назначено
В безумной вышине
На коронованном ветру,
В одной загадочной стране,
В высоком Господа миру…

Как там в рекламном ролике? «Мы такие разные, и все-таки мы вместе»? Так вот эти творческие люди из Сибири действительно разные, и чем дальше расходились их пути, тем меньше они были друг на друга похожи. Но они действительно вместе. Где нынче фестивали с «чайфами» и «алисами»? Фестивали-то бывают, а что осталось от братства, да и было ли оно? Одни поддерживают СПС, другие воюют с попсой и фашистами, третьи эту же попсу и поют, четвертые все же сделали какие-никакие выводы и поют то, что должно сегодня звучать (но их как раз почему-то и записывают в фашисты). Но как им быть вместе-то? Во имя чего? Как им выходить и петь что-нибудь вроде «Поплачь о нем» или «Все это рок-н-ролл»? Было, да и развалилось, потому что кроме двух слов – «русский» и «рок» (хотя, как оказалось, ни русского, ни рока там нет) – и кроме антисоветчины, которая умерла вместе с советами, ничего общего там не было. А у этих было и есть, потому что они не врали, прежде всего себе не врали. Редко бывают «сибирские вторжения». И тем они ценнее.

Родина. Завершало вечер выступление такого ископаемого и раритетного коллектива, как «Родина» во главе с Олегом Судаковым, известным также как Манагер. Ник Рок-Н-Ролл, вышедший на сцену объявлять следующего артиста, сказал, что, по сообщениям администрации, публика рассасывается. Да она отсасывает, а не рассасывается, если она решила свалить и пропустить выступление «Родины»! Казалось бы, многое уже было услышано и увидено, но закрывавший фестиваль Манагер дал жару! Выступление группы небольшим номером открыл Джексон (как же не хватало в тот вечер его «Чернозема»!). Он же и играл на гитаре, басистом опять-таки выступил Аркадий Кузнецов, а кто слышал, тот знает, что вместе они могут многое. Последнее, что мне довелось слышать из творческого наследия «Родины», это ее выступление на акции «Русский Прорыв» (Москва, 1994 год). Так вот в тот вечер они были круче! Я вообще удивляюсь, откуда что берется… сидят какие-то люди вдалеке от Европы, от Америки, и выдают то индастриал, то нойз, то пост-панк, то хардкор – и это в то время, когда еще мало кто в стране знает, что это такое, и уж тем более мало кто берется это играть. И в этот раз сибиряки поразили, выдав своеобразный вариант оi!-панка – тяжелого, скоростного, но никак не стремящегося повторить европейские аналоги. Прозвучала и моя любимая из старого, правда в несколько доработанном виде:

Вокруг одни менты,
Вокруг одни жиды,
Шпана помыкает толпой,
В этом и есть кайф…

Правда, «поневоле будешь курить и пить» Манагер в этот раз не пел. Это правильно – какие бы они ни были, человек сам себе хозяин, и надо лишь не забывать об этом. Пелось также про «опоздавшую молодежь». Иногда слышались и довольно экстраординарные строки: «Попробуй доказать себе, что ты не мудак». Манагеровские тексты сплетены довольно замысловато, а в сочетании с тяжелым, быстрым сопровождением, которое обеспечили Джексон с Аркашей (наверное, в тот вечер это было лучшее выступление, если оценивать инструментальную его часть), в сочетании с самой энергией, прущей из Судакова (он чуть не пускался в пляс), получалось здорово. Эх, редко мы видим и «Инструкцию», и «Банду», а «Родину» мы видим еще реже. Если они еще будут играть где-то поблизости, я пойду. Оно дорогого стоит.

Какой можно подвести итог? Во-первых, фестиваль удался. Прошел он без эксцессов, без технических накладок, отыграли все, кто был обещан, и отыграли отлично. Спасибо организаторам, спасибо клубу «Точка» (только не ставьте больше эту мерзость до концерта). Во-вторых, на фестивале не хватало группы «Чернозем» и, надо думать, «Адаптации». Правда, тогда было бы уже неправомерно называть его «Сибирским вторжением», но разве в названии дело? Дело в исполнителях, и актюбинцы происходящее только украсили бы.

А тем, кто любит этих исполнителей, любит их творчество, но в тот вечер явиться не соизволил, стыд и позор. Ведь это не просто так говорят – «купите кассету, поддержите коллектив». Пришли бы и поддержали! Клуб бы собрал бабок за вход, все были бы заинтересованы в повторении всего этого, скажем, через год. А сейчас? Не знаю, не знаю… Народ, конечно, был, но в целом очень немного – все выступавшие, как и раньше, играют для своих, так ведь даже эти «свои» ленятся зачастую оторвать задницу и прийти на концерт. Вот скажите, где еще такое можно увидеть и услышать? А нигде. И мрачные слова Сантима могут оказаться пророческими, и в таком виде это уже не повторится. А так бы хотелось. Каждый, кто туда не явился, просто-напросто себя обокрал. Быть может, нас вообще поубивают всех лет через пять. Ловите мгновения. Особенно такие.

Степан БАСМАНОВ